История киноведческого отделения

Николай Лебедев

Перед киноведческой профессией необозримые горизонты. В ближайшие годы потребность в людях этого профиля будет расти в геометрической прогрессии – нужны будут не десятки, а сотни и тысячи киноведов различных специальностей. Николай Лебедев, 1966.

Киноведческое отделение на сценарно-киноведческом факультете существует с 1946 года. Оно – самое молодое во ВГИКе. Еще в 30-е годы термины «киноведение», «киновед» считали надуманными. «Какие там еще киноведы?! – возмущались в отделах кадров киноведомств. – Не знаем, куда девать режиссеров и сценаристов, а тут еще выдумали – киноведы!» (Из статьи Н.А. Лебедева «Профессия – киновед»). Лишь в послевоенных изданиях БСЭ и МСЭ термин занял законное место.

Первые попытки вузовской подготовки относятся к концу 20-х годов, когда на искусствоведческом отделении МГУ была создана группа с «киноведческим» уклоном. В начале 30-х годов эта группа была передана в ГИК, где и завершила обучение. В течение 30-х годов в ГИКе и некоторых других тогда существовавших научно-учебных учреждениях (Киноакадемия, Институт красной профессуры, Академия искусствознания и др.) началась подготовка киноведческих кадров через аспирантуру.

Кафедра была организована в начале 30-х годов и долгое время именовалась кафедрой истории кино. Позже, в связи с расширением профиля подготовки студентов, она была переименована в кафедру киноведения. Основателем и многолетним руководителем кафедры был Н.А. Лебедев – один из основоположников отечественного киноведения. В разные годы во главе кафедры стояли Е.М. Смирнова, А.Н. Грошев, В.Н. Ждан, С.В. Дробашенко, М.П. Власов, В.А. Утилов. Сейчас кафедру возглавляет И.А. Звягинцева.

Систематическая подготовка молодых киноведов во ВГИКе началась вскоре после окончания войны. В 1945-46 учебном году кафедра истории кино создает при институте в виде опыта учебную группу киноведов, укомплектованную из первокурсников, поступивших на другие факультеты и выразивших желание учиться по новому профилю. Группа эта стала зародышем киноведческого факультета.

Как пишет Н.А. Лебедев, «так началась изнурительная борьба между «кадровиками» и ВГИКом»:

В 1947/48 учебном году удается провести второй набор.

В 1948/49 году прием отменяется.

В следующие два года проводятся два новых набора.

Зато в 1951 году отделению наносится сокрушительный удар – оно ликвидируется.

Из статьи Н.А. Лебедева «Профессия – киновед»

В 1956 году прием на киноведческое отделение был возобновлен и с тех пор проводится ежегодно. В 1960 году в дополнение к очному создается вечернее киноведческое отделение, реорганизованное в 1963 году в заочное.

Вслед за Н.А.Лебедевым особенно значительный вклад в развитие кафедры и киноведческого факультета внес доктор искусствоведения, профессор В.Н. Ждан — видный теоретик кино и в течение многих лет ректор ВГИКа. В свое время на кафедре работали видные историки и теоретики кино Бела Балаш, Н.М. Иезуитов, Г.А. Авенариус, В.Е. Вишневский, С.С. Гинзбург, М.Ю. Блейман, Н.Н. Кладо, Е.Д. Сурков. До конца своих дней оставались педагогами кафедры известные киноведы И.Л. Долинский, А.Н. Грошев, Р.Н. Юренев, М.П. Власов, Ю.Я. Мартыненко. Много душевных сил и педагогического умения отдали воспитанию молодых киноведов Е.М. Смирнова, В.С. Колодяжная, А.Я. Петрович, Н.П.Туманова, И.И. Трутко, Г.А. Капралов. Сегодня эту работу ведут доктора искусствоведения и философских наук Л.А. Зайцева, К.Э. Разлогов, Г.С. Прожико, О.К. Рейзен, Н.А. Хренов, профессора А.Н. Золотухина и А.Н. Медведев, кандидаты искусствоведения К.М. Исаева, Л.Б. Клюева, В.Н. Турицын, Т.В. Яковлева, Н.А. Дымшиц, Д.А. Салынский. За последние несколько лет успешно защитили диссертации наши аспиранты В. Виноградов, Г. Жданкина, Д. Давиденко, О. Трофимова, М. Безенкова и др.

Иосиф Долинский Николай Иезуитов Вениамин Вишневский Елизавета Смирнова Марат Власов Ростислав Юренев

Многие педагоги кафедры киноведения совмещают педагогическую деятельность с живой практической работой в НИИ Киноискусства, Институте искусствознания, Музее кино и других киноорганизациях, являются известными киноведами, критиками, редакторами. Помимо совершенствования и разработки новых учебных планов и программ, коллектив кафедры ведет научную работу. В свое время кафедрой были изданы учебники «Краткая история советского кино» и трехтомная «История зарубежного кино». В последние годы подготовлены новые учебники по истории отечественного и зарубежного киноискусства. Главы этих учебников издаются в виде отдельных брошюр научно-издательским отделом института. Публикуются написанные педагогами кафедры учебные пособия по циклу киноведческих дисциплин. Были изданы тома "К истории ВГИК". Первая (2000), вторая части (2004): составители К.К. Огнев и В.В. Виноградов, под редакцией М.П. Власова. Часть третья (2006): составитель В. Бондаренко под редакцией В. Виноградова, часть четвертая (2013): составители: Н. Рябчикова, В. Виноградов. Кафедра помогает в организации научно-творческой работы студентов. В 1993 году вышел первый выпуск киноведческого студенческого журнала «Тяни-толкай». Сегодня силами студентов выпускаются газета «Путь к экрану», журнал «ВЖИК», издаются многочисленные сборники научных работ. С 2003 года кафедра выпускает альманах работ студентов-киноведов «Синематограф».

Учитывая потребности кинопроизводства и науки о кино и стремление многих молодых людей овладеть киноведческой профессией, кафедра киноведения совершенствует учебные планы и методику преподавания на факультете, готовится к введению новых профилей специализации будущих киноведов в соответствии с реальными запросами современного отечественного кинопроизводства, телевидения и средств массовой информации.

Будущий киновед, вне зависимости оттого, чем конкретно ему предстоит заниматься после окончания института, должен обладать не только обширными и разносторонними знаниями, но и взыскательным эстетическим вкусом, владеть методиками и мастерством научного анализа кинопроизведения и кинопроцесса. В связи с этим учебный план киноведческого отделения включает цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин — таких, как история России, культурология, философия, эстетика, история религий, экономика, иностранный язык. Студенты-киноведы изучают также историю отечественной и зарубежной литературы, теорию литературы, историю изобразительного искусства, историю театра, теорию музыки. Важнейшее звено в системе обучения киноведов — специальные и профилирующие предметы. Профилирующими являются — история отечественного кино, история зарубежного кино, мастерство кинокритики, редактирование сценария и фильма. В течение последнего десятилетия заметно расширился круг теоретических дисциплин. Сегодня это — введение в эстетику кино, история теорий кино, теория кинодраматургии, история и теория неигровых видов кино, теоретический анализ фильма. Кроме того, студенты изучают социологию кино, фильмоведение, основы телевидения и некоторые другие специальные дисциплины.

Для всех, кому интересна история факультета, мы специально подготовили электронную версию (PDF) книги Сквозь годы. К 50-летию киноведческого факультета. Издание ВГИК, тираж 500 экз. — редкая!

При подготовке материала были использованы:

  1. Из истории кино. Материалы и документы. Выпуск 1. М., Издательство Академии наук СССР, 1958.
  2. Сквозь годы. К 50-летию киноведческого факультета. М., ВГИК, 1995.
  3. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! М., Искусство, 1974.


Настройка отображения версии для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта: A A A