Выпускники киноведческого отделения

Прохожий! Здесь лежит (слезами брызни!)
Ценитель муз и кинема-эстет.
Но, не имея средств для поддержанья жизни
(Он киноведческий окончил факультет),
У входа в "Метрополь" он продавал либретто
И конкурентами растерзан был за это.

Из "Эпитафии", написанной студентами ВГИКа в начале 1950-х.

Какова же судьба выпускников киноведческого факультета? Где они работают? Какова их роль в многосложном кинематографическом процессе?

Начнем с того, что с 1991 года на протяжении почти десяти лет председателем Госкино России был наш выпускник А.Н. Медведев. Научный отдел Госфильмофонда почти целиком состоит из выпускников киноведческого факультета, а В.Ю. Дмитриев является заместителем гендиректора ГФФ РФ. Музей кино возглавляет Н.И. Клейман. Главным редактором и директором телеканала «Культура» является С.Л. Шумаков, а К.Э. Разлогов – программный директор крупнейшего отечественного фестиваля – ММКФ.

Значительное количество питомцев факультета – научные сотрудники НИИ Киноискусства и Российского инсти­тута искусствознания, сотрудники кинематографических изданий, отделов культуры газет и журналов, редакций ведущих телеканалов. Среди талантливых киноведов, кинокритиков, кино- и телередакторов, тележурналистов – выпускников киноведческого факультета разных поколений свой вклад внесли: Л. Парфенов, В. Антропов, И. Шилова, Ю. Богомолов, А. Волков, Н. Суменов, И. Гращенкова, А. Трошин, К. Огнев, В. Фомин, Л. Донец, В. Забродин, В. Босенко, В. Заика, В. Трояновский, С. Кудрявцев, П. Шепотинник, А.Плахов, Е. Семагина, П. Черняев, А. Кагарлицкая, В. Фирсова, С. Лаврентьев, Л. Аркус, Н. Изволов, Т. Москвина, Е. Тирдатова, Н. Милосердова, В. Матизен, В. Шмыров, Е. Тарханова, Л. Калгатина, Д. Савосин, Д. Саксонов, С. Беднов, А. Дерябин, С. Анашкин, Е. Леонова, И. Мурина, К. Тюрина, А. Шпагин, О. Маршева, А. Машкова, А. Иконников, Д. Давиденко, И. Лыкова, С. Галаган. Список, конечно, неполон. Тем более, что некоторые наши выпускники заметно проявили себя и в кинорежиссуре – О. Ковалов, Н. Лебедев, Б. Хлебников, А. Белобоков, О. Погодин, Л. Аркус.

До распада Советского Союза киноведческий фа­культет, как и институт в целом, готовил киноспециалистов для всех союзных республик. Поэтому немалая часть киноведов, кинокритиков, редакторов, руководи­телей, киноорганизаций в Украине, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Молдове и других суверенных государствах «ближнего зарубежья» в свое время за­канчивали факультет или аспирантуру при кафедре киноведения. В их числе – А. Красинский (Минск), Ф. Ходжаев (Ташкент), И. Козенкраниус, Т. Локк (Таллин), С. Джурабаев (Душанбе), В. Андон, А.М. Пламадяла (Кишинев), В. Рыдванова, Г. Савченко, Т. Ковтун, А. Рутковский (Киев), В. Миславский (Харьков), Г. Абикеева (Алма-Ата), Б. Нугирбеков, Г. Толомушева (Бишкек), В.Г. Жалакявичуте (Вильнюс), А. Дарахвалидзе, Н. Махарашвили (Тбилиси), А. Салаев (Баку) и многие другие.

Среди бывших студентов факультета и аспирантов и стажеров кафедры – деятели кино Болгарии, Польши, Вьетнама, Монголии, Англии, Франции, США и многих других стран.

***

Мы выбрали несколько человек, окончивших киноведческое отделение ВГИКа, для того, чтобы показать на их примере различную траекторию судьбы киноведа. Киноведческое образование (как гуманитарное классическое) позволяет работать не только по профессии, но и проявлять себя в совершенно разных областях, тем не менее связанных с кино.

Владимир Дмитриев

Dmitriev.jpg

Окончил ВГИК в 1962 г. С 1966 года работал начальником отдела научной обработки иностранного фонда Госфильмофонда. В настоящее время – заместитель гендиректора Госфильмофонда.

Наум Клейман

Kleiman.jpg

Директор Музея кино, исследователь творчества С.М. Эйзенштейна.

  1. Нас принял в 1956 году в свою мастерскую Н.А. Лебедев, но вскоре передал нас Елизавете Михайловне Смирновой («маме Лизе», как все ее называли), однако у нее сын каким-то образом оказался в США, она ушла из ВГИКа, и нас довела в 1961 до диплома Валентина Сергеевна Колодяжная.
  2. Киноведческий факультет позволил каждому из нас не только стать киноведом в меру своих возможностей, но и обрести общее гуманитарное образование благодаря блестящим педагогам по истории и теории литературы, театра, изобразительного искусства, музыки – без них наше знание и понимание кино было бы куцым и вульгарным.

Валерий Фомин

Fomin.jpg

Окончил киноведческий факультет ВГИКа в 1967 году (мастерская Н. Тумановой). C 1987 года – зав. отделом отечественного кино ВНИИКа (ныне – НИИК). В 1988-1994 гг. – сопрезидент Гильдии киноведов и кинокритиков. В 1997-1999 гг. – редактор журнала "Киносценарии".

Андрей Плахов

Plahov.jpg

Окончил киноведческий факультет ВГИКа в 1978 году (мастерская С. Комарова). Печатался в научных сборниках, в журналах: "Искусство кино", "Экран", "Сеанс" и др. В 90-е годы стал постоянным кинообозревателем газеты "Коммерсант Daily" (ныне – "Коммерсантъ"), где и работает по сей день. В 1987-91 годах и с 1997 по 2005 год являлся вице-президентом ФИПРЕССИ, затем до 2010 года был ее президентом.

Любовь Аркус

Arkus.jpg

Мастерская Лидии Зайцевой и Армена Медведева, выпуск 1984 года. Основатель и главной редактор журнала «Сеанс», с 2006 года – Мастерской «Сеанс». В 2012 году дебютировала документальной лентой «Антон тут рядом».

Сергей Шумаков

Shumakov.jpg

Окончил киноведческий факультет в 1979 году. Работал главным редактором киноредакции "Останкино" ("ОРТ"), главным продюсером "НТВ". С 2003 года - заместитель генерального директора ВГТРК. С 2009 года возглавляет телеканал "Культура". Часто выступает в качестве продюсера. Заведующий кафедрой телевидения ВГИК.

Борис Хлебников

Hlebnikov.jpg

Поступил в мастерскую М.П. Власова киноведческого отделения ВГИК. Ушел в режиссуру, начав работу вместе с А. Попогребским – сначала над коротким метром, а в 2003 году состоялся дебют двух режиссеров – фильм "Коктебель". Продолжает работу в качестве режиссера: «Сумасшедшая помощь», «Свободное плавание», «Долгая счастливая жизнь», «День до», «Аритмия» и др. Обладатель премии Московского международного кинофестиваля.

Петр Шепотинник

Shepotinnik.jpg

В 1978 году закончил киноведческий факультет ВГИКа. Работал в журнале "Искусство кино". На телевидении – с 1988 года в качестве автора-ведущего программ ("Киносерпантин, "Кинескоп"). Известен также как документалист. Активно участвует в организации и проведении ежегодного Московского Международного кинофестиваля.

Николай Лебедев

Lebedev.jpg

В 1993 году окончил заочное отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа (мастерская В. Утилова). В 1995-1996 гг. работал режиссером и сценаристом детской телепрограммы "Улица Сезам" (НТВ, ОРТ). В качестве режиссера работает с 1991 года. Фильмография: «Легенда 17», «Змеиный источник», «Волкодав из рода Серых псов», «Изгнанник», «Экипаж» и др.


Настройка отображения версии для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта: A A A